Ситуация с ЖБО в Тульской области

С целью систематизации основных текущих проблем рынка неканализованных отходов в Тульском регионе Ассоциацией были проведены исследования рынка ЖБО. А специалистами коллектива ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А. Н. Сысина» Минздрава России по заказу Ассоциации были разработаны Правила обращения с жидкими бытовыми отходами и коммунально-бытовыми сточными водами на территории Тульской области.

От жилищного сектора

  • сброс фекальных вод на рельеф из-за отсутствия надлежащим образом функционирующих локальных очистных сооружений (ЛОС)
  • слив ЖБО на рельеф, в водоёмы недобросовестными перевозчиками.

От промышленных предприятий

  • недостаточная очистка стоков существующими очистными сооружениями или их отсутствие.

По данным формы федерального статистического наблюдения «Сведения о работе канализации и отдельных канализационных сетей за 2016 год» на 1 января 2017 года в Тульской области пропущено через очистные сооружения 100 млн. м³, в т. ч. на полную биологическую очистку 94,6 млн. м³. Все пропущенные через очистные сооружения стоки не соответствуют нормативным значениям очистки.

Отсутствие цивилизованного рынка
ассенизаторских услуг влечёт за собой
проблемы во многих сферах

Экологическая

Загрязнение водоёмов, заражение почв, замор рыбы

Бюджетная

Отсутствие налоговых поступлений, экологических платежей в бюджет

Социальная

Недостаточное количество общественных туалетов

Технологическая и культурная

Отсутствие развития технологий и культуры обращения с ЖБО — действие по принципу: «Дёшево и сердито»

Рыночная

Ущемление интересов цивилизованных игроков рынка, особенно районных, областных водоканалов

Санитарно — эпидемиологическая

Распространение вирусных и бактериальных заболеваний, в результате попадания нечистот в открытые водоёмы и грунтовые воды

Объёмы образования ЖБО
на территории Тульской области

diagram1
  • расчётный объём ЖБО на основе норм образования и накопления должен превышать 1 000 000 м³
  • видимый объём образования жидких бытовых отходов в ЖКХ, государственных и муниципальных учреждениях в Тульской области составляет 558 165 м³
  • разница в размере около 500 000 м³ относится к несанкционированному сбросу в окружающую среду. (Неучтённый объём ЖБО)

Маркетинговые исследования

По заказу Ассоциации в 2018 г. было проведено маркетинговое исследование рынка ЖБО в Тульской области. Результаты исследования показали, что по мере постепенного роста производственных сил и развития потребительского рынка наблюдается увеличение объемов производственных отходов и отходов, образующихся в результате потребления населением товаров и услуг. Проблема отходов производства и потребления в последние годы актуальна для любого субъекта РФ, в том числе и для Тульской области, так как любая деятельность человека сопровождается образованием отходов.

В результате опроса участников рынка ассенизаторских услуг и пунктов приёмов отходов были установлены следующие нормы накопления жидких бытовых отходов, и основные соотношения между источниками образования жидких отходов:

1,4% Дачные, садоводческие и гаражные объединения
1,7% Автомойки
2,5% АЗС
5,3% Кафе и другие объекты общественного питания
9,1% Государственные и муниципальные учреждения
10,0% Государственные и муниципальные учреждения
70,0% ЖКХ

Документально подтверждённый объём рынка ассенизаторских услуг в Тульской области в 2017 году составил 558 000 м³.

Как показало проведенное исследование, на рынке ассенизаторских услуг Тульской области высока доля индивидуальных перевозчиков без образования юридического лица. На их долю приходится около 30 % рынка ассенизаторских услуг Тульской области или 168 000 м³ в год жидких бытовых отходов.

На основе данных Росстата и норм образования жидких бытовых отходов были получены следующие характеристики рынка ассенизаторских услуг в Тульской области в 2017 году (среднее значение за год):

1529 м³/день

Объём образования
жидких бытовых отходов

612 рейсов/день

Количество услуг
по ассенизации

153 ед.

Требуемое
количество техники

Объём рынка ассенизаторских услуг в Тульской в 2017 году составил 558 000 м³ в натуральном выражении и около 270 млн. рублей в денежном эквиваленте. Наиболее привлекательными районами, с точки зрения оказания ассенизаторских услуг, являются следующие районы и населённые пункты:

  • Щёкинский муниципальный район
  • Узловский муниципальный район
  • Киреевский муниципальный район
  • г. Тула
  • г. Новомосковск
  • г. Алексин
  • г. Ефремов

Структура рынка ЖБО Тульской области
в 2017 году по сегментам потребления, м³

Сегменты потребленияТульская область, м³г. Тула, м³%
ЖКХ390 715121 01531
Государственные и муниципальные учреждения55 81632 27958
Предприятия и организации50 83127 29954
Кафе и другие объекты общественного питания29 3929 13931
АЗС14 1003 25023
Автомойки9 7003 85040
Дачные, садоводческие и гаражные объединения7 6103 48046
558 165
200 304
100

Правила обращения с ЖБО

Анализ нормативно-правовой базы по обращению с жидкими бытовыми отходами на территории Тульской области привёл к заключению договора между Некоммерческим партнёрством «Ассенизация» и ФГБУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина, результатом которого стал документ «Правила обращения с жидкими бытовыми отходами и хозяйственно-бытовыми сточными водами на территории Тульской области», который разработан в России впервые.

  1. ответственность и контроль за несоблюдение требований в области обращения с жидкими бытовыми отходами хозяйственно-бытовыми сточными водами.

    1. Абоненты несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области.
    2. При отсутствии договоров, подтверждающих вывоз жидких бытовых отходов и хозяйственно-бытовых сточных вод, объём, образующийся у абонента, считается профильтровавшимся или выкачанным в грунт.
    3. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют органы местного самоуправления муниципального образования в соответствии со своими полномочиями, территориальные органы специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или их структурные подразделения в соответствии с действующим законодательством.